Истинная речь
  Самая правильная ссылка на истинный язык есть у Урсулы ле Гуин в ее цикле "Волшебник Земноморья" (см. отрывок). В dungeon-е концепция незначительно изменена: слов меньше, а за корректностью их использования следит Мастер. Слова делятся на разделы - "Слово" (The Word), "Форма", "Действие", "Стихия". Из нескольких слов Языка составляются заклинания - например: "Ощутить магия"="Detect magic", "Направить шар огня"="Fireball". Мастер должен очень внимательно рассматривать предлагаемые ему заклинания. Например, "Ускорить объект" не вызовет ускорения скорости движения объекта - правильно "Ускорить движение объект". Кроме того существуют ограничения на обучение новым словам. Например, хотя все 4 базовые стихии - слова первого дана, на первом дане Игрок может знать только одну стихию и т.п.
  Данная таблица Истинной Речи справедлива и для Мидгарда и для Иллурии (которые находятся в идентичных по строению мирозданиях)

 
1.
sp:10
 Я1
 Объект1
 Свет\Тьма 5
 Магия5
 Мысль5
 Эмоция5
 Заклинание5
 Мат. компонент5
 Удар5
 Стрела10
 Шар15
 Ощутить5
 Направить5
 Совместить5
 Переместить5
 Ускорить\Замедлить10
 Усилить\Ослабить10
 Активизировать10
 Деактивизировать10
2.
sp:20
Энергия10
Движение20
Поток10
Сохранить5
3.
sp:35
Основа15
Звук15
Иллюзия15
Стена15
Дисперсировать20
4.
sp:50
Давление25
Сила35
Молния15
Изменить50
5.
sp:80
Материя25
Воля30
Цепь20
Контролировать50
6.
sp:130
Носитель40
Щит20
Открыть30
Закрыть30
7.
sp:200
Число35
Шторм25
Изменить50
8.
sp:300
Камень15
Источник45
Смерч30
Разрушить60
9.
sp:500
Объем70
Кольцо30
Создать80
10.
sp:800
Гравитация50
Структура30
Копировать60
11.
sp:1200
Эгрегор100
Волна30
Трансформировать50
12.
sp:1700
Жизнь70
Зеркало30
Исправить80
13.
sp:2300
Взрыв30
Смысл50
Смерть70
Точка35
Внушить70
14.
sp:3000
Сознание80
Спираль40
Вызвать75
15.
sp:3800
Информация100
Луч50
Поле50
16.
sp:4700
Разум100
Имя60
Купол50
17.
sp:5700
Данность100
Форма50
18.
sp:
11400
Душа300
Плоскость65
Врата100
НЕ-100
Анти-500

  - Много великих волшебников потратили всю жизнь на то, чтобы найти Имя одной-единственной вещи, одно-единственное забытое или скрытое Имя. Но списки наши далеко неполны. И они не будут завершены никогда. Послушайте меня, и вы поймете, почему. В мире под солнцем, и в другом мире, где нет солнца, есть много такого, что не имеет ничего общего с людьми и людской речью, и есть силы, по сравнению с которыми силы людей - ничто. Но магия, истинная магия, подвластна лишь тем, кто говорит на языке Хардик, или на Древнем языке, из которого он вырос.

  На этом языке говорят драконы, на нем говорил Сегой, сотворивший острова Архипелага, на этом языке мы поем баллады и песни, произносим свои заклинания и заклятья. Слова его разбросаны и скрыты среди привычных нам слов. Например, мы зовем пену на волнах "сакиен". Это слово составлено из двух слов Древнего языка: "сак" - перо, и "иниен" - море. Перо моря - вот что такое пена. Но нельзя зачаровать пену, назвав ее "сакиен"; вы должны использовать ее Настоящее Имя - "эсса". Любая колдунья знает несколько слов Древнего языка, маг знает их много. Но слова забыты, некоторые известны только драконам и Древним Силам Земли, а некоторых не знает никто... И ни один человек не может знать их все, так как им нет конца.

  Вся загвоздка - в следующем. Например, слово для моря - "иниен". Что ж, прекрасно. Но то, что мы называем Внутреннем Морем, имеет свое название на Древнем языке. Так как ничто не имеет двух Настоящих Имен, "иниен" может означать только "все море, кроме Внутреннего". Но оно, конечно, не означает даже этого: ведь существуют бесчисленные заливы, бухты и проливы, у которых тоже есть Имена... Если какой-нибудь маг окажется достаточно глуп, чтобы попробовать наложить чары на шторм, или успокоить весь Океан, в его заклинаниях должны звучать названия каждого фута моря, не только в Архипелаге, но и за Внешними Пределами - везде, где волшебство имеет силу. Таким образом, как раз то, что позволяет нам заниматься магией, одновременно ограничивает наши возможности. Маг может управлять только тем, что рядом с ним и что он может назвать точно и полно. И это хорошо, иначе какой-нибудь извращенный или капризный маг давным-давно попытался бы изменить то, что не может быть изменено, и Равновесие нарушилось бы. Разбушевавшееся море затопило бы острова, где мы живем, и похоронило бы в бездонной пучине все голоса и Имена.

Урсула Ле Гуин. "Волшебник земноморья"